Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Главная >> Книги

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 13. Культурно-исторические памятники Америки

13.3. Памятники Мексики

В Мексике 7 памятников культурного наследия, относящихся к доколумбовой эпохе. Большинство из них вошло в Список ЮНЕСКО под номинацией «доиспанский город». Некоторые из них зародились еще в архаический период, но получили развитие и достигли своего расцвета уже в классический, а иногда и в послеклассичес-кий периоды.

В географическом плане мексиканские памятники можно подразделить на три группы. В первую из них входят памятники Центральной Мексики. ЭтоТеоти-уакан, созданный индейскими народами науа и являющий собой пример весьма развитой цивилизации, и Теночтитлан (Мехико), столица ацтеков, также принадлежавших к народам науа. Ко второй группе, представляющей памятники Восточной Мексики, относится Эль-Тахин, созданный тотонаками. Но наиболее широ-

ко представлены во Всемирном наследии ;| памятники Южной Мексики. Среди них. несколько особняком расположен Монте-Альбан в штате Оахака, созданный и идей-";•. цами-сапотеками. А остальные три памятника (Паленке, Чичен-Ица и Ушмаль) находятся на п-ове Юкатан, в мексиканских штатах Кампече, Кинтана-Рае, Табаска и Чьяпас.

Паленке, Чичен-Ица и Ушмаль - это только три наиболее ярких примера из более чем ста городов, которые в классический, а отчасти и в послеклассический периоды, были созданы индейским народом майя, проживающим здесь и в наши дни. Города майя с их монументальными сооружениями (ступенчатые храмы-пирамиды, дворцы правителей, стелы, «стадионы» и др.) представляют собой особенную ценность потому, что большинство из них прекратило свое существование еще в конце классического периода.

Доиспанский город Теотиуакан. Руины этого города - грандиозный памятник цивилизации, зародившейся в Центральной Мексике, но распространившей свое влияние как на более северные, так и в особенности на более южные районы - до самой Гватемалы, т.е. на значительную часть Месоамерики. В переводе Теотиуакан означает « город богов». Эта имя дали городу ацтеки уже в XIII в., когда увидели его развалины. Они считали, что именно здесь собирались боги, чтобы создать Солнце и Луну. Словом, Теотиуакан, наряду с египетскими пирамидами, вполне можно было бы причислить к рангу одного из чудес света.

Руины Теотиуакана расположены в широкой долине, находящейся в 50 км к северо-востоку от современного Мехико, на берегу р. Сан-Хуан. Первые поселения возникли здесь, по-видимому, еще за несколько веков до новой эры, но расцвета город достиг в III—VII вв. Чтобы представить «параметры» Теотиуакана в эпоху его наивысшего могущества достаточно сказать, что площадь, которую он занимал, ныне разные источники оценивают в 15, 20, 26, 28 и даже 36 км2, а численность его населения - в 50-80, 100,125 и даже в 200 тыс. человек (что намного превышало население Лондона времен Шекспира тысячу лет спустя). Это был цветущий и благоустроенный город, лежавший на важном торговом пути к морскому побережью. Располагаясь неподалеку от большого месторождения обсидиана (вулканическая смола), он контролировал производство этого минерала и торговлю изделиями из него во всей Месоамерике. Что же касается его архитектуры, монументального величия его зданий, то поистине ничего подобного не было ни до, ни после во всей доколумбовой Америке! Недаром в литературе его нередко сравнивают с Римом.

Это был тщательно спланированный город. Его осью служила главная магистраль шириной 40 м и длиной около 4 км - Дорога мертвых (это имя также дали ацтеки), на которой размещались самые крупные архитектурные сооружения.

Наибольшую известность среди них получили Пирамида Солнца и Пирамида Луны. Прямоугольная пятиярусная Пирамида Солнца имеет высоту 65 м, что соответствует 20-этажному дому, и длину сторон у основания по 224 м. На ее сооружение пошло 1,3 млн. тонн земли, камня и адоба (кирпича-сырца). На вершине пирамиды находилось главное святилище, которое не сохранилось. В 1971 г. археологи обнаружили в теле пирамиды погребальные камеры, а под ней - пещеру со следами богатых подношений, причем, как полагают, именно в связи с древним культовым значением этой пещеры пирамида и была воздвигнута. Пирамида Луны, замыкающая Дорогу мертвых, поднимается на высоту 42 м и имеет прямоугольное основание размером 150x120 м; на ее вершине также размещался храм.

Из других зданий на Дороге мертвых можно выделить так называемую Цитадель, храм Пернатого змея и дворец Кецальпапалотля. Цитадель представляет собой квадратную платформу размером 400x400 м, на которую поднимались по широкой лестнице. Считают, что она служила политическим, общественным центром Теотиуакана, местом собраний, т.е., если допустить сравнение с Римом, то выполняла функции форума. На этой же платформе расположен семиярусный храм Пернатого змея (Кецалькоатля), который в мифологии тольтеков был верховным божеством. Богато украшенный скульптурами, в том числе каменных змей, он поднимался на высоту 21 м. А во дворце Кецальпапалотля, бога Бабочки-Кеца-ля, археологи обнаружили обширный внутренний двор с аркадами, окруженный помещениями с красочными фресками на стенах, каменными колоннами, украшенными рельефными изображениями бабоч-ки-кецаля, символа бога дождя Тлалока.

Исторический центр Мехико и Хочимилько. Исторический центр Мехико прежде всего - яркий образец испанской архитектуры. Но нельзя не учитывать и того, что испанцы возвели его на месте столицы ацтеков - Теночтитлана.

Ацтеки ранее обитали в северо-западной части современной территории Мексики и только в конце XII в., после долгих странствий, появились в плодородной и густонаселенной долине Мехико. Постепенно они подчинили себе местные племена и в XIV в. создали Ацтекское царство, влияние которого со временем распространилось далеко за пределы долины Мехико. Свою столицу Теночтитлан ацтеки основали в 1325 г. на острове посредине оз. Тескоко. С берегами озера она была соединена дамбами, которые сходились на центральной площади города.

Главным сооружением на этой площади был Великий храм высотой более 30 м, на плоской верхней площадке которого стояли два святилища: одно из них было посвящено богу солнца и войны и покровителю ацтеков Уицилопотчли, а другое - богу дождя Тлалоку. В обоих этих святилищах осуществлялись человеческие жертвоприношения. По соседству с Великим храмом располагалось несколько других, включая круглый, посвященный пернатому змею Кецалькоатлю. Позади этого храма находилась площадка для ритуальной игры в мяч, а рядом была школа для обучения сыновей знати. Весь этот религиозный центр от других районов города с домами богачей, жилищами ремесленников и купцов, общественными зданиями отделяла стена. Численность жителей в Теночтитлане достигала, как считают, 100 тыс. человек, а по некоторым оценкам, - даже 200 тыс.

Можно себе представить удивление и восторг Эрнана Кортеса и его спутников, когда в 1519 г. они первыми из европейцев увидели эту «американскую Венецию». «Главные улицы очень широкие и прямые. Некоторые из них, а также большинство остальных представляют собой наполовину дорогу, а наполовину каналы для лодок. Там, где каналы пересекаются, дороги прерываются. Но во всех этих местах, которые бывают достаточно большими, сделаны мосты из широких отесанных и пригнанных друг к другу балок. На многих мостах могут пройти десять лошадей в ряд». Так описывал Теночтитлан Кортес в своем письме императору Карлу V и добавлял, что «главная пирамида выше, чем собор в Севилье». Все это не помешало Кортесу сначала вероломно пленить царя ацтеков Монтесуму (Моктесуму), а через два года, после трехмесячной осады, почти полностью уничтожить Теночтитлан.

Вести раскопки Теночтитлана, на месте которого испанцы построили г. Мехико, было значительно труднее, чем раскапывать стоящий на открытом месте Теотиуакан. Первые открытия здесь были сделаны вовсе не археологами, а строительными рабочими, лопаты которых неожиданно ударялись о диковинные каменные предметы. Так еще в 1790 г. обнаружили 12-тонную фигуру ацтекской богини Земли с юбкой из переплетенных змей. В последующие годы были найдены крупная гранитная глыба массой 24 т и диаметром 3,5 м, которая получила наименование Камня Солнца, или «ацтекского календаря», и Жертвенный камень. В XIX в., когда к работе приступили археологи, число интересных находок еще более возросло. Но и в 60-е гг. XX в., когда начались большие работы по реконструкции мексиканской столицы и строительству метро, снова были собраны многочисленные предметы домашнего обихода ацтеков, обсидиановые ножи и наконечники дротиков, жаровни, статуэтки, керамические изделия. В черте города обнаружили остатки нескольких пирамид, храмов и дворцов. Еще позднее в самом центре города, по соседству с кафедральным собором, начали раскопки Великого храма Теночтитлана. Они позволили установить, что этот храм перестраивали и расширяли шесть раз, увидеть лестницы, по которым к святилищам на вершине храма поднимались и жрецы, и их жертвы.

А Хочимилько - это местность в 28 км к югу от Мехико, где с ацтекских времен сохранилась сеть оросительных каналов и искусственных островов. Это еще один пример строительного искусства ацтеков.

Доиспанский город Эль-Тахин. Руины этого древнего города расположены в центральной части штата Веракрус на востоке страны. В течение классического периода мексиканской истории Эль-Тахин был главным очагом цивилизации индейской народности тотона-ков, которая и ныне живет в этих местах. Период расцвета этого города пришелся на VII - X вв., когда и были созданы главные его постройки, разбросанные по довольно узкой межгорной долине и ее склонам.

Ритуально-административный центр города располагался на дне долины, занимая примерно 60 га. Здесь находится и его главная достопримечательность -шестиярусная «Пирамида с нишами» высотой 18 м. В ее стенах проделаны 365 -по числу дней в году - углублений-ниш, в которых, как полагают, размещались изображения идолов. На плоскую вершину пирамиды, где жрецы совершали человеческие жертвоприношения, ведет лестница также с 365 ступенями. Среди других исторических памятников Эль-Та-хина - стадионы для ритуальной игры в мяч, площадки для ритуальных танцев, фундаменты меньших по размерам пирамид, остатки зданий.

Археологический резерват Монте-Аль-бан. В южной части Мексики, в горной долине Оахака, вблизи от одноименного города, в течение почти двух тысячелетий существовал город, долгое время бывший столицей государственного образования индейцев-сапотеков. Это было раннеклассовое общество, обладавшее даже своей письменностью. В период расцвета, во II - VI вв., город занимал значительную территорию и насчитывал более 20 тыс. жителей. Несмотря на то, что в X в. цивилизация сапотеков пришла в упадок и их столица была занята племенем миштеков, в ней сохранилось немало достопримечательностей.

Выровняв вершину одной из возвышенностей, сапотеки воздвигли на этой искусственной площадке многочисленные храмы-пирамиды, посвященные богу дождя и кукурузы Питао-Косби, богам Солнца, Луны и ада. Кроме этих пирамид сохранились также остатки жилых построек, лестниц, площадок-стадионов. Но особенно большой интерес в резервате Монте-Альбан представляют подземные некрополи, не только богато украшенные росписью, но и заполненные различными предметами заупокойного культа из золота, серебра, жемчуга, драгоценных камней, которые имеют очень большую художественно-историческую ценность.

Доиспанский город и национальный парк Паленке. Паленке был крупнейшим из городов-государств майя в южной части Юкатана. Как и многие другие города этого района, он располагался в долине р. Усумасинта, на краю невысокого плато, в месте перехода его в равнину, покрытую девственным лесом. Река давала обитателям Паленке воду и рыбу, орошала кукурузные поля, сельва снабжала их древесиной ценных пород, а горные отроги - строительным камнем.

Город Паленке существовал примерно тысячу лет - с конца первого тысячелетия до новой эры до конца первого тысячелетия новой эры, но расцвет его пришелся на V - VII вв.

Его ядро занимает территорию 360x540 м. В центре его находится Главная площадь, на которой располагается так называемый Дворец, стоящий на искусственной трапециевидной платформе. Он состоит из нескольких каменных строений, разделяемых двориками. Наиболее примечательным элементом этого комплекса считают четырехэтажную квадратную в плане башню, построенную, по-видимому, с оборонительными целями. По мнению Альберто Руса, нижнюю галерею этого Дворца использовали для жилья, а верхние этажи - для церемониальных функций. Дворец в Паленке богато украшен резными и скульптурными изображениями, орнаментами и надписями. Рядом с Дворцом расположена девятиступенчатая пирамида высотой около 30 м, задней своей стороной как бы опирающаяся на естественный склон холма. К ее вершине, где находится помещение святилища с пятью окнами, ведет неширокая лестница. Дж.Стефенс и сопровождавший его художник Ф.Казервуд, открывшие эту пирамиду, назвали ее Храмом надписей - из-за очень большого числа иероглифических надписей на стенах и лестницах. А уже в начале 50-х гг. XX в. Альберто Рус обнаружил в теле пирамиды гробницу с останками, по-видимому, верховного правителя Паленке.

К юго-востоку от Главной площади также на насыпной высокой террасе расположены еще три пирамиды, на вершинах которых находились главные святилища города: храм Солнца, храм Креста и храм Лиственного Креста. Это современные названия, произведенные от основных мотивов алтарных плит, находящихся внутри святилищ. А к северу от Дворца располагается практически еще не исследованная группа святилищ или малых храмов. Но все они вместе образуют только центральную часть города. На различном удалении от этих зданий обнаружены искусственные платформы с руинами других храмов, святилищ, резиденций жрецов и знати.

Доиспанский город Чичен-Ица.

Чичен-Ица - едва ли не самый известный из древних городов Юкатана. В отличие от Паленке он расположен в северной части этого полуострова, в 120 км к востоку от современного г. Мерида. История его подразделяется на два этапа, первый из которых соответствует классическому, а второй послеклассическо-му периоду доколумбовой эпохи.

Первое поселение было основано здесь одним из майяских племен -ица - в середине V в. Привлекло его сюда в первую очередь наличие сено-та - естественного водоема в карстовой воронке, который использовали как источник водоснабжения. Именно с ним связано и название этого города, означающее «У колодца (племени) ица». Вскоре поселение превратилось в довольно крупный город. Но в самом конце VII в. «люди ица» - так их называют испанские хроники - по какой-то причине покинули его и переселились в юго-западную часть Юкатана. Однако в середине X в., после того как место их нового обитания подверглось нашествию воинственных тольтеков, они возвратились в Чичен-Ицу, но тольтеки добрались и до нее. В результате население Чичен-Ицы стало смешанным, майя-тольтекским, причем господствующее положение в этом городе-государстве заняли потомки тольтекских завоевателей. На этом, втором, этапе своей истории Чичен-Ица достигла еще большего расцвета. Но постепенно ее отношения с соседними городами-государствами все более осложнялись, и в конце XII в. Чичен-Ица была взята и разрушена войсками ранее подвластных ей городов. При этом ведущая роль перешла к соседнему Майяпану. Так что испанцы, появившиеся на Юкатане только в середине XVI в., застали здесь «мертвый» город.

От первого периода истории Чичен-Ицы сохранилось несколько интересных сооружений и объектов. Это сенрт Што-лок, положивший начало данному поселению. Это здание, название которого по-майяски звучит Акаб-Циб («Дом черных письмен») - здесь были найдены нарисованные черной краской иероглифы майя. Это расположенный по соседству комплекс зданий, получивший название Женский монастырь, или Игле-сия (по-испански - церковь).

Второй период представлен в руинах города более широко. Среди сооружений этой эпохи можно назвать несколько майяско-тольтекских построек. К ним относится городской рынок - группа зданий, расположенных в форме буквы «Т», где продавали кукурузу, фасоль, мед, копченую дичь, сушеную рыбу, черепашьи яйца, пряности, золото, нефрит, душистые смолы, птичьи перья для праздничных украшений, а также рабов. К ним относится Цомпантли, или «Стена черепов», на которой можно увидеть изображение многих сотен черепов, насаженных по местному обычаю на шесты, являющееся ярким отображением культа жертвоприношений. Рядом со «Стеной черепов» находится большая, огороженная стенами площадка для игры в мяч, который нужно было забросить в каменное кольцо на одной из стен. Можно упомянуть также храм Ягуаров, названный так потому, что его декор воспроизводит целую процессию этих хищников. И так называемый храм Воинов в виде пирамиды с основанием 40 х 40 м и святилищем на вершине. И «зал тысячи колонн», который когда-то вел в этот храм.

Но главное сооружение, оставшееся от второго этапа истории города, - находящийся в самом его центре, между храмами Воинов и Ягуаров, храм верховного бога тольтеков Кецалькоатля, имя которого на языке майя звучало, как «Кукулькан». Массивный храм Кукулькана (испанцы назвали его эль-Кастильо - крепость), расположенный на высокой террасе, представляет собой девятиярусную - по числу «небес» в тольтекской мифологии - пирамиду высотой 24 м. К ее вершине со всех четырех сторон, ориентированных по частям света, ведут четыре крутых лестницы по 91 ступени в каждой, что, вместе с верхней платформой, соответствует числу дней в году. На вершине платформы находится каменное святилище с рельефными украшениями на стенах.

Дорога длиной 274 м и шириной 10 м соединяет этот храм с другим самым святым местом города - карстовым «Колодцем смерти». Во времена существования Чичен-Ицы по этой дороге проходили тысячи людей, чтобы поклониться богу полей и лесов Юм-Кашу, который, по тогдашним представлениям, обитал на дне колодца. В принципе такой ритуал можно понять: ведь на известняковой, карстовой территории северной части Юкатана вся жизнь людей зависела от воды. Но нужно иметь в виду и то, что в уплату за воду и дождь в жертву приносили молодых девушек.

Доиспанский город Ушмаль. Расположенный к западу от Чичен-Ицы Ушмаль также относится к числу городов-государств северных майя, архитектура которых по сравнению с архитектурой южных майя, обитавших в бассейне р. Усу-масинта, обладает некоторыми своеобразными чертами. Но и Ушмаль в чем-то отличается от Чичен-Ицы.

История Ушмаля напоминает историю других майяских городов. Он был основан около 700 г. и в течение более двух столетий оставался процветающим городом с населением примерно в 25 тыс. человек, столицей государства Шив. Но постепенно борьба за власть с соседними Чичен-Ицей, Майяпаном и другими городами привела к тому, что в X в. он был захвачен одним из тольтек-ских племен, а в XIII в. разгромлен войсками Майяпана.

В результате археологических работ, проводившихся многими учеными, уже в XX в. на территории Ушмаля были обнаружены многочисленные памятники архитектуры. Они особенно интересны тем, что «стиль Пуук», отразивший изменения в образе жизни здешних майя в конце классического периода, означал серьезные изменения в развитии их архитектуры. Раньше постройки здесь возводили из каменных блоков и плит, а затем строители стали применять бетон из щебня, связанного известковым раствором, который отделывали тонкой облицовкой из тесаного и обработанного камня. Подобная замена каменной кладки монолитным бетоном привела к перевороту в строительном деле.

Так называемый Дворец правителей расположен на искусственно возведенной террасе размером 200x170 м, причем сам дворец имеет длину около 100 м. В нем 24 помещения, включая просторные залы и сравнительно небольшие комнаты. Самая большая достопримечательность этого дворца - огромный и тщательно обработанный рельеф на верхней части его фасада, посвященный богу дождя и плодородия Чаку. А в целом каменная мозаика дворца занимает площадь в 700 м2 и составлена из более чем 20 тыс. плиток, явно произведенных серийным способом. Очень оригинальна и так называемая Пирамида волшебника (по легенде, она возведена за одну ночь карликом-волшебником) высотой 30 м. И внутри и на вершине ее располагались святилища.

Среди достопримечательностей Ушмаля можно выделить также Большую пирамиду, так называемый «Женский монастырь» - комплекс из четырех одноэтажных зданий с большим двором посредине, который, возможно, и в действительности служил обиталищем жрецов или жриц, «Дом черепах», названный так из-за характерных фризов, «Дом голубей». Неподалеку от Дворца правителей располагается традиционная игровая площадка для ритуального «баскетбола» размером 54 х 10 м, окруженная шестиметровым каменным забором.

Предыдущая


Copyright © 2007-2016, ИнтерСервис.Инфо