Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Главная >> Книги

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 14. Культурно-исторические памятники Африки

14.2. Наследие цивилизации Древнего Египта

Зарождение египетской цивилизации относится к концу четвертого -началу третьего тысячелетия до новой эры, что нашло отражение и в создании иероглифической письменности. Принято считать, что история Древнего Египта начинается со времени объединения Верхнего и Нижнего Египта при фараоне Менесе. По классификации Л.И. Мечникова, это была типичная речная цивилизация, вся жизнь которой была связана с Нилом. Такую ее особенность отметил еще Геродот своей крылатой фразой: «Египет – дар Нила».

На протяжении 2700 лет, начиная с конца додинастического периода и до захвата Египта Александром Македонским, здесь сменилась 31 династия фараонов, которых принято группировать по четырем эпохам: Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), Среднего царства (XXI—XVIII вв. до н.э.), Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) и Позднего царства (X-IV вв. до н.э.). Каждая из них внесла свой вклад в культуру Древнего Египта и, соответственно, в культурное наследие его цивилизации.

В Список объектов Всемирного наследия входят три грандиозных комплекса историко-архитектурных памятников Древнего Египта. Во-первых, это остатки его первой столицы Мемфиса с окружавшими его некрополями, которые относятся преимущественно к эпохе Древнего царства. Во-вторых, это вторая столица Египта - г. Фивы, который был столицей Среднего и Нового царств, также с окружающими его некрополями. В-третьих, это памятники Нубии, относящиеся уже ко времени Нового царства.

Мемфис и его некрополи - район пирамид от Гизы до Дахшура. Объединив Верхний и Нижний Египет, фараон Менее около 3000 г. до н.э. сделал своей столицей г. Мемфис (егип. Меннефер), расположенный в южной части дельты Нила, на его левом берегу, примерно в 25 км к югу от современного Каира. Он же построил здесь крепость «Белые стены». Оставаясь столицей фараонов на протяжении всего Древнего царства, Мемфис превратился в крупный политический, религиозный и культурный центр. Однако до наших дней древняя столица Египта не сохранилась. Во многом это объясняется тем, что городские здания, включая даже дворцы знати, строили в ту пору из необожженного кирпича, дерева и тростника. Так что теперь здесь можно увидеть только руины храма местного бога Птаха, высеченную из розового гранита колоссальную лежащую статую фараона Рамсеса II и фигуру сфинкса, которая, впрочем, относится уже к эпохе Нового царства.

Основу культурного наследия этого района составляют не руины самого Мемфиса, а окружающее его обширное пространство древних некрополей в Дахшуре, Абусире, Саккаре и Гизе, протянувшееся на 30 км. Здесь в течение шести веков существования Древнего царства, да и позднее производили захоронения египетской знати и самих фараонов. Такое повышенное внимание древних египтян к загробной жизни объясняется тем, что, согласно вероучению жрецов, всякий человек, не говоря уже о вельможе, обладал вечной жизненной силой, именуемой «Ка», которая обеспечивала ему бессмертие, но лишь в том случае, если его останки будут окружены соответствующей заботой. Поэтому гробницы строили еще при жизни людей, которые, стремясь обеспечить свое благополучие в загробной жизни, украшали их изображениями сцен сельскохозяйственного труда, производственных процессов, отдыха и эпизодов семейной жизни. Тем более все это относилось к фараонам, которые, согласно религиозным понятиям египтян, являлись живыми богами.

Сначала такие захоронения производили в мастабах (в переводе с арабского - «каменная скамья») - прямоугольных в плане кирпичных сооружениях с плоской кровлей и гладкими стенами. В их внутренних помещениях водружали саркофаги с мумиями умерших, статуи - вместилища их душ, оставляли погребальные вещи, к тому же украшая подземные помещения рельефами и росписями. Затем для фараонов стали строить усыпальницы-пирамиды - грандиозные наземные гробницы, отражавшие идею их сверхчеловеческого величия и божественной силы. «Пирамиды, - пишут авторы одной из книг о мировой художественной культуре, - воплотили в себе дух египетской культуры, они являются ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии». Они же обращают внимание на то, что такая пирамида обычно была центром погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды-спутницы, гробницы вельмож и сановников фараона, заупокойные храмы, где совершали церемонии обожествления фараона.

Наиболее древний из некрополей в окружении Мемфиса находится на пустынном плато Саккара. Он протягивается с севера на юг на несколько километров и включает в себя большое количество мастаб и пирамид, относящихся преимущественно к эпохе Древнего царства, но также и к более позднему времени. Здесь же находится Серапе-ум - захоронение 65 священных жертвенных быков Аписов (XV-IV вв. до н.э.); этих быков, как и людей, мумифицировали и хоронили в гранитных саркофагах. Интересно, что поглощенный песками Серапеум был открыт только в середине XIX в. французским археологом Огюстом Мариетом. Кстати, именно в Саккаре найдены и многие знаменитые произведения древнеегипетской скульптуры, хранящиеся ныне в парижском Лувре («Писец») и в Египетском музее в Каире. Нужно иметь в виду и то, что раскопки в Саккаре далеко еще не закончены, и археологи продолжают открывать здесь новые захоронения.

Однако главной достопримечательностью Саккары была и остается пирамида основателя III династии Древнего царства фараона Джосера. Эта пятиступенчатая пирамида, первая из гигантских каменных пирамид Египта, была воздвигнута архитектором Имхотепом в XXVIII в. до н.э. еще при жизни фараона. Она стоит на скальной террасе и имеет высоту около 60 м. В ее конструкции нашли отражение три главных принципа возведения подобных сооружений: гигантские размеры, пирамидальная форма и использование камня в качестве строительного материала. Во время экскурсии к пирамиде Джосера можно не только осмотреть ее снаружи, но и побывать в ее внутренних помещениях - лабиринте коридоров и камер, включая саму погребальную камеру-усыпальницу с северной стороны пирамиды и комнаты, связанные с заупокойным культом. Комплекс этой пирамиды включает в себя также дворец, заупокойный храм, дворы с культовыми постройками, кладовые.

Еще семь пирамид находятся в Дахшуре. Часть из них относится к более позднему времени XII и XIII династий, но две были построены также в эпоху Древнего царства при фараоне IV династии Снофру. Одна из них называется Изогнутой пирамидой, так как угол ее наклона до середины составляет 54°, а выше - 43°. К северу от нее возвышается Красная пирамида - одна из самых ранних, постоенная через 60 лет после пирамиды Джосера.

Но поистине всемирную известность имеют три пирамиды, расположенные в западном пригороде Каира - Гизе, на самом краю пустыни. Именно их обычно называют великими пирамидами и именно их прежде всего имели в виду древние греки, причисляя египетские пирамиды с семи чудесам света. Это пирамиды фараонов IV династии Хеопса, Хефрена и Микерина, которые ознаменовали собой окончательный переход от ступенчатой к геометрически правильной пирамиде, наметившийся еще в пирамидах Дахшура.

Самая большая из этих «трех сестер», которую обычно так и называют Большой пирамидой, была воздвигнута для сына фараона Снофру Хуфу (греки именовали его Хеопсом). Она была сооружена в XXII в. до н.э., но ее размеры поражают воображение и в наши дни: высота пирамиды достигает 146 м, сторона квадрата ее основания составляет 233 м, а на строительство ее, которым руководил архитектор Хемиун, ушло 2,3 млн. каменных блоков весом от 2,5 до 30 т каждый.

Внутри этой пирамиды находится Большая галерея длиной 46 м, которая ведет к погребальной камере, где стоит пустой гранитный саркофаг фараона. (Известно, что еще в IX в. по приказу одного из багдадских халифов в северной стене пирамиды был устроен пролом, через который люди проникли в склеп в надежде найти там несметные сокровища. Но он уже тогда оказался пустым.) К востоку от пирамиды расположены руины заупокойного храма, к которому раньше вела насыпная дорога. А в одной из мастаб рядом с Большой пирамидой не так давно были найдены остатки большой ладьи, которую, возможно, использовали ря перевозки тела усопшего фараона из Мемфиса в Ги-зу. Теперь ее отреставрировали и выставили в специальном музее.

В 160 м от пирамиды Хеопса возвышается пирамида его сына Хафра (греч. Хефрен), высота которой 143 м, а длина стороны основания - 215 м. Она также сложена из массивных известняковых блоков, а в центре ее находится погребальный зал с четырехгранными гранитными столбами, возле которых стояли статуи фараона. Рядом с пирамидой также находятся остатки заупокойного храма Хефрена, перед которыми возвышается высеченный из цельной скалы Большой сфинкс - изваяние льва с лицом человека (считают, что он изображает самого фараона). Высота этого каменного символа могущества фараона, его бога-защитника и стража расположенного за ним некрополя достигает 20 м, длина - 57 м. Изначально этот сфинкс, которого уже не раз приходилось откапывать из песка, был покрыт гипсом и раскрашен. Однако затем его лицо было обезображено в результате артиллерийских учебных стрельб египетских мамлюков, которые правили страной уже в средние века, а позднее и действий солдат наполеоновской армии. С тех пор в Египте было изваяно много других сфинксов, считавшихся воплощением бога Солнца Ра. Но ни один из них не может сравниться с Большим сфинксом. «Его женственная голова, его пятиаршинное безносое лицо вызывают в моем сердце почти такое же благоговение, какое было в сердцах подданных Хуфу» - написал Иван Бунин.

Строительство третьей пирамиды в Гизе было осуществлено преемником Хефрена Микерином (Менкауром). Ее высота 66 м, длина сторон - 108 м, причем достроена она была уже при сыне Микерина Шепсескафе.

Все три Великие пирамиды первоначально были облицованы снаружи прекрасно обработанными и отполированными белыми известняковыми плитками и отличались идеальной гладкостью. Однако со временем эти плитки разрушились, обнажив каменные блоки. Они сохранились поныне только в верхней части пирамиды Хефрена.

До сих пор не найден исчерпывающий ответ на вопрос о том, как древние египтяне сумели воздвигнуть свои Великие пирамиды, доставить сюда огромные каменные блоки, поднять их на большую высоту, да еще подогнать так, что и теперь между ними нельзя просунуть даже лезвие ножа. Ответ на этот вопрос пытался дать еще Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э. По его мнению, строители пирамид использовали наклонные насыпи, помосты и специальные подъемные приспособления. К тому же, по его данным, на строительстве пирамиды Хеопса в течение 20 лет работали 100 тыс. человек! В наши дни существует несколько версий, касающихся техники строительства пирамид, которые скорее всего сооружали при помощи пологих и спиральных пандусов. Что же касается рабочей силы, то полагают, что на самой строительной площадке трудились примерно 4000 человек, хотя еще множество людей было занято на карьерах, транспортировке камня по Нилу, строительстве дорог и т.д. Причем это были не рабы, а крестьяне-феллахи, обожествлявшие своего фараона.

Гиза - самый популярный туристский объект в Египте, привлекающий ежедневно многие тысячи посетителей. Перед Большим сфинксом устроен открытый летний театр, где проходят светозвуковые представления с комментариями (в разные дни недели) на английском, немецком, французском и арабском языках.

Известны крылатые слова, произнесенные генералом Бонапартом во время его египетской экспедиции 1798-1799 гг. перед сражением с мамлюками: «Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» Но Бонапарт немного «округлил» цифру. Во всяком случае в конце XX в. с высоты этих пирамид на нас смотрят уже примерно 47 веков. Великие пирамиды - единственное дошедшее до нас чудо света древних. И нет сомнения в том, что они простоят еще многие века и, наверное, тысячелетия.

Древние Фивы с их некрополями. Небольшое поселение на правом берегу Нила в его среднем течении было известно с глубокой древности. Возвышение Фив (так назвали этот город греки, тогда как его древнеегипетское имя - Уасет) началось при XI династии в XXII в. до н.э., когда они стали столицей Египта. Фивы удерживали свои столичные функции на протяжении многих столетий существования сначала Среднего, а затем и Нового царств, превратившись в большой и оживленный город. Свой наивысший расцвет они пережили в период Нового царства, особенно при правлении XVIII и XIX династий, когда страной управляла целая плеяда Тутмосов, Аменхотепов, Рамсесов и единственная в египетской истории женщина-царица Хатшепсут. Сюда, в казну фараонов, стекались дань и военная добыча, поступали налоги с подвластных территорий.

Однако уже при XXII и XXIII династиях (X—VIII вв. до н.э.) Фивы потеряли свое значение политического центра, хотя и остались главным религиозным центром. Но это было уже, что называется, началом конца. В VIII в. до н.э. Фивы были захвачены царем расположенного выше по Нилу царства Куш, в VII в. до н.э. были разрушены ассирийским царем Ашшурбанипалом. Эти события, а также новое перемещение активной политической и экономической жизни на север Египта превратили Фивы в провинциальный город. И, наконец, в I в. до н.э., когда в отместку за народное восстание царь Египта Птолемей IX еще раз разрушил остатки этого города, «стовратные Фивы» (так их именовали греки в отличие от греческих «семи-вратных Фив») перестали существовать, пополнив длинный перечень «мертвых» городов.

Несмотря на это Фивы и ныне всемирно известны благодаря уникальным памятникам древнеегипетской архитектуры, дошедшим до нас хотя бы в виде грандиозных руин. Они расположены на обоих берегах Нила.

На правом берегу, где находились древние Фивы, в небольшом ныне городе Луксоре от тех времен сохранились руины двух храмовых комплексов. Оба храма были посвящены богу Фив Амону-Ра, который после возвышения Фив стал главным божеством в пантеоне египетских богов. Древние фиванцы поклонялись также его жене Мут и его сыну Хонсу.

Строительство храма-святилища Амона-Ра в Карнаке начали фараоны XVIII династии Тутмос I, Тутмос II и Тутмое III, а также царица Хатшепсут, вдова Тутмоса II, Аменхотеп III. Его продолжали фараоны XIX династии Сети I, Рамсес I, Рамсес II и Рамсес III. При этом каждый очередной фараон добавлял к ансамблю новые храмы, дворы и пилоны, которые должны были продемонстрировать его могущество и почитание им верховного бога. Уже в эллинистический период истории Египта, при Птолемеях, к храму продолжали делать различные пристройки. В результате этого строительства, продолжавшегося в общей сложности 16 веков, возник один из самых больших храмовых комплексов в мире, занимающий территорию в 25 га. Даже сохранившиеся от него руины могут дать наглядное представление о его былом величии.

Перед храмом Амона-Ра в Карнаке и теперь существует часть аллеи сфинксов: 40 совершенно одинаковых изваяний с телом льва и головой барана (священное животное бога Амона, которого также обычно изображали с головой барана). Эта аллея вела к первому пилону («врата»), через который можно было попасть в открытый двор, окруженный стенами, колоннами и статуями, а затем, через второй пилон - в знаменитый ги-постильный (колонный) зал площадью 5000 м2, построенный при Сети I и Рамсесе II и считающийся едва ли не величайшим в мире. Его 134 колонны высотой до 23 м и диаметром до 5 м расположены в 16 рядов, причем их капители выполнены в виде цветков и бутонов папируса. И стены и колонны гипо-стильного зала были покрыты цветными рельефами. На его внешних, южных, стенах изображена битва Рамсеса II при Кадеше. На северных показаны сражения Сети I в Ливии и Сирии. А не сохранившийся до наших дней потолок этого зала, судя по описаниям, был украшен изображениями желтых птиц и парящих в небе священных коршунов. Теперь здесь каждый вечер проходят светозвуковые представления.

Помимо этого главного храма на территории Карнакского комплекса расположены еще 20 малых храмов и молелен. Среди них храмы богов Мут и Хонсу, храмы фараонов Аменхотепа II, Рамсеса I, Рамсеса III. Здесь находятся также Священное озеро, несколько пилонов, дворов и пристроек.

Храм в Луксоре, посвященный той же триаде богов, соорудил в XV в. до н.э. фараон Аменхотеп III. Поэтому рельефы на его стенах повествовали о чудесном рождении фараона от брака его матери с богом Амоном. Но этот храм расширяли и дополняли также в царствования Тутанхамона, Харемхеба и в особенности Рамсеса П. Специалисты считают, что именно в облике Лук-сорского храма наиболее полно выражены архитектурные каноны Нового царства: стремление к грандиозности пространственной композиции, ее развитие по продольной оси, торжественность архитектурных форм, широкое использование колонн.

Протянувшийся вдоль берега Нила на 230 м Луксорский храм включает в себя прямоугольный в плане двор о двойной колоннадой, гипостиль с 32 колоннами, святилище и входной пилон, перед которым высились два обелиска (один из них, вывезенный Наполеоном, давно уже стоит в Париже на площади Согласия). Затем шли большая центральная колоннада из 14 папирусооб-разных колонн, второй пилон и двор, окруженный 74 колоннами со статуями фараонов между ними, из которого можно было пройти к собственно святилищу. Перед вторым пилоном-портиком были установлены шесть статуй-колоссов Рамсеса П. Кстати, наполеоновские солдаты и путешественники XIX в. отмечали, что еще в то время территория бывших Фив была до такой степени покрыта землей и обломками, что над ее поверхностью возвышались только головы огромных статуй Рамсеса. Так что все, что теперь видят туристы в Луксоре (как и в Карнаке), - это результат раскопок, произведенных уже в XX в.

В Фивах эпохи Нового царства оба храма были соединены мощеной известняком дорогой - Аллеей сфинксов длиной около 3 км. При царице Хатшепсут во время многодневного весеннего праздника, посвященного богу Амону, торжественная процессия направлялась из Карнака в Луксор именно этим путем. А при Тутанхамоне стали использовать речной путь по Нилу. Сначала свита жрецов Карнакского храма переносила к пристани четыре барки со статуями Амона, Мут, Хонсу и самого фараона. Затем путешествие продолжали уже по Нилу-до Луксора.

А на левом, западном, берегу Нила были расположены некрополи Фив. По мнению древних египтян, именно там, на западе, откуда к городу подступала пустыня и где заходило Солнце, должна была находиться страна мертвых. Именно там в эпоху Нового царства и стали хоронить фараонов, их жен и высших придворных. При этом сами захоронения производили в ущельях гряды пустынных скал, проходящих параллельно долине Нила, примерно в 4 км от его берега. Такое труднодоступное место было выбрано ради того, чтобы предохранить гробницы от разграбления.

Так возникла Долина царей, куда после бальзамирования и мумифицирования перевозили тело умершего фараона в сопровождении торжественного кортежа. В скалах вырубали гробницу, устанавливали саркофаг, где фараону, украшенному золотом, драгоценными камнями, окруженному сокровищами и точными копиями всего того, что может понадобиться в потустороннем мире, предстояло начать загробное существование.

Всего в Долине царей обнаружено более 60 таких гробниц-усыпальниц фараонов Нового царства. Некоторые из них представляют собой настоящие подземные дворцы. Например, гробница фараона Сети I, строившаяся 20 лет, имеет несколько подземных коридоров, залов, лестниц и даже замаскированную 12-метровую яму, служившую ловушкой для грабителей. Однако археологи установили, что все гробницы в Долине царей все же подверглись ограблению уже вскоре после захоронений, несмотря на существование специальной службы охраны Некрополя. Исключение составляет только обнаруженная в 1922 г. Говардом Картером гробница фараона Тутанхамона, умершего в возрасте 18 лет (хотя в древности грабители проникали и в нее). Большую часть найденных в этой гробнице сокровищ теперь демонстрируют в Каирском музее. Некоторые из гробниц Долины царей открыты для посещения.

А вот заупокойные храмы фараонов, напротив, ставили на самом виду, на равнине у подножия скальной гряды. Тутмос I был первым фараоном, решившимся отделить свою гробницу от поминального храма. Затем его примеру стали следовать и другие фараоны.

Не все из этих заупокойных храмов сохранились в равной степени. Например, храм Аменхотепа III оказался полностью разрушенным. От него остались только два исполинских 20-метровых изваяния фараона, сидящего на троне, которым уже в I в. н.э. древние греки дали наименование «колоссов Мемно-на». Кстати, к храму относились еще два сфинкса с лицом фараона, которые теперь стоят на набережной Невы в Санкт-Петербурге. В руинах лежит и заупокойный храм Рамсеса II, одного из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, который пробыл на троне 66 лет. Это был даже не просто храм, а комплекс построек (он получил наименование Рамсессум), включавший в себя дворец фараона, из которого он наблюдал за строительством своего заупокойного храма. Теперь от него остались только части пилонов и огромных гранитных колоссов - статуй Рамсеса, которые лежат перед входом в гипостильный зал с остатками многих колонн. Несколько лучше сохранился заупокойный храм Рамсеса III на южной окраине плато Ме-динет-Абу. Монументальные рельефы его представляют собой композиции, посвященные морским сражениям, в которых фараон одерживал победы.

Но самым выдающимся из всех заупокойных храмов был и остается храм в Дейр-эль-Бахри, увековечивавший память царицы Хатшепсут, которая правила Египтом на протяжении 34 лет. Этот храм, воздвигнутый ее фаворитом архитектором Сенмутом в начале XV в. до н.э., стоит у самого подножия круто обрывающихся к долине красноватых скал. Расположенный по одной оси на трех последовательных террасах он как бы соединял берег Нила через аллею сфинксов, террасы и их пандусы с вырубленным в скале святилищем. Храм был богато украшен скульптурами и рельефами. Только в одном святилище находилось более 200 статуй, а полы его были выложены золотыми и серебрян-ными плитками. На террасах были устроены искусственные водоемы, обсаженные деревьями. Этот относительно хорошо сохранившийся храм отличается особой строгостью форм.

Кроме Долины царей с ее заупокойными храмами на пустынном плато западного берега Нила есть и Долина цариц, где находится более 70 гробниц цариц и царских детей. Самая знаменитая из них - гробница любимой жены Рамсеса II Нефертари, которая умерла в возрасте 40 лет. Ее ообнаружили еще в начале XX в., долго реставрировали и лишь недавно открыли для посетителей (150 человек в день по 10 мин каждый). Гробница имеет красочное, совсем не заупокойное, оформление: изображения ярких цветов на белом полотне стен, желтых змей с высоко поднятыми головами и распахнутыми крыльями - символов плодородия и изобилия, многочисленные иероглифы-заклинания. И, конечно, изображения самой Нефертари - одной и вместе с фараоном и богами.

По песчаным предгорьям разбросано более 400 гробниц фиванской знати. По сравнению с усыпальницами фараонов они выглядят сравнительно небольшими; некоторые из них также открыты для посещения.

В итоге можно сказать, что древние Фивы - это огромная открытая книга по истории. А фиванский некрополь западногерманский журналист К.Керам в сво- i ей широко известной книге «Боги. ; Гробницы. Ученые» (с подзаголовком «Роман археологии») назвал величайшим в мире городом мертвых. Как и прирамиды Гизы, Фивы бесспорно занимают в мировом культурном наследии выдающееся место.

Памятники Нубии от Абу-Симбела до Филэ. Этот третий комплекс памятников древнеегипетского наследия не менее знаменит, чем первые два, в особенности благодаря международным мерам по его спасению. Он находится в так называемой Нижней Нубии, между первым и вторым порогами Нила, к югу от г. Асуан, который древние греки называли Сиена и который в давние времена уже был важным укрепленным пунктом на границе с пустыней, центром торговли с народами, населявшими территории нынешних Судана и Эфиопии.

На протяжении древнеегипетской истории Нубия несколько раз переходила из рук в руки. Египет впервые завоевал ее примерно в XXII в. до н.э., но затем потерял контроль над ней. В XIX в. до н.э. ему снова удалось покорить эту область, захватив Нижнюю Нубию вплоть до второго нильского порога, но в XVI в. до н.э. он опять ее потерял. Наконец, в XVI - XIII вв. до н.э., в эпоху Среднего царства, Египет захватил Нубию до четвертого порога. В эпоху Нового царства она также оставалась за Египтом, и многие фараоны на протяжении столетий имели возможность возводить здесь свои дворцы, храмы и крепости.

Особенно прославился в этом отношении самый знаменитый из них фараон Рамсес II, следы строительной деятельности которого остались не только в Карнаке, Луксоре, Абидосе, в его новой столице г. Пер-Рамсес Мериамон («Дом Рамсеса, любимый Амоном»), но и в Нубии. Как раз на полпути между первым и вторым порогами Нила, на западном, «мертвом», берегу реки, в местности под названием Абу-Симбел в первой половине XIII в. до н.э. он вырубил в скалах два храма - Большой и Малый.

Большой храм, посвященный богам Ра, Амону, Птаху и самому Рамсесу II, был задуман как вечный памятник этому фараону, земному наместнику богов. Наружный фасад этого храма шириной 33 м имеет вход-пилон, по бокам которого расположены четыре 20-метровые статуи трех упомянутых богов (в облике фараона) и самого Рамсеса. За входом следует центральный гипостильный зал храма, где находятся еще восемь статуй царя, которые стоят в два ряда лицом друг к другу по соседству с четырехгранными столбами. Одна из стен этого зала от потолка до пола покрыта рельефом, изображающим знаменитую битву при Кадеше, в которой Рамсес, попавший в ловушку, подстроенную хеттским царем, с большим трудом спас свою армию от разгрома, а себя от позорного плена. В композиции этого рельефа более 1100 фигур, которые изображают и марш египетской армии с пехотой и боевыми колесницами, и рукопашный бой, и другие фрагменты этой битвы. Далее, за внутренним двором, находится вырытое на глубине 55 м святилище со статуями богов, которым был посвящен храм, и самого фараона. Любопытно, что Большой храм спроектировали таким образом, что только два дня в году лучи восходящего Солнца могут проникать в его внутреннее помещение.

Расположенный по соседству Малый храм Рамсес II посвятил богине Хатор и своей любимой жене Нефертари. По фасаду он оформлен шестью 10-метровыми скульптурными фигурами, четыре из которых изображают Рамсеса и две - его жену. По всему этому храму - на его колоннах, стенах и даже в святилище - вырезаны имена царской четы. А одна из надписей на колонне гласит: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

Когда Египет пришел в упадок, Большой и Малый храмы Абу-Симбела были заброшены, и их постепенно занесло песком. Только в 1813 г. их обнаружил швейцарский исследователь, первооткрыватель иорданской Петры, Иоганн Людвиг Буркхардт. Позднее начали их раскопки.

Особенно широкую известность оба храма Абу-Симбела приобрели в 60-х гг. XX в., когда начали сооружать Высотную Асуанскую плотину. Согласно ее проекту, огромное Асуанское водохранилище, названное именем тогдашнего президента страны Насера, должно было иметь длину 500 км. Но при этом в зону затопления попадали не только пороги Нила, но и многие редчайшие египетские древности. Не располагая собственными средствами, Египет и Судан обратились в ООН, которая начала кампанию по сбору средств. Одновременно правительства обеих стран открыли территории, оказавшиеся под угрозой затопления, для раскопок и изучения. В Нубию прибыли команды археологов из многих стран мира. Они несколько лет изучали древнеегипетские достопримечательности и занимались спасением хотя бы некоторых из них. Но в центре всеобщего внимания оставались храмы Абу-Симбела.

Было предложено немало проектов их спасения - вплоть до того, чтобы покрыть оба храма прозрачным колпаком, а для их осмотра спускать туристов под воду в специальных аппаратах. Наконец, победил проект, предусматривавший расчленение обоих храмов на блоки с последующим переносом их на другое, более высокое и безопасное, место. Этот план и был осуществлен.

Сначала для Большого храма выбрали и специально укрепили бетонной плитой место, расположенное на 60 м выше прежнего. Затем храм аккуратно распилили на 1036 блоков массой от 15 до 30 т каждый и заново собрали на новой площадке. Так что теперь он возвышается неподалеку от обрывистого берега водохранилища Насер, которое имеет здесь ширину около 25 км. Подобным же образом спасли и Малый храм. Затраты на такую «трансплантацию» обоих храмов составили 40 млн. долларов. Эти средства были собраны в процессе широкой международной кампании под эгидой ЮНЕСКО, в которой участвовали почти 50 стран мира. Это был первый пример такого рода международной кампании по спасению памятников Всемирного наследия.

В Верхнем Египте помимо Абу-Симбела есть еще один ценнейший памятник древнеегипетского наследия -о. Филэ, который находится в русле Нила неподалеку от г. Асуан. Этот небольшой речной остров размером всего 450 х 144 м еще в III в. до н.э. стал средоточием культа богини плодородия Исиды, которому поклонялись не только египтяне и их соседи нубийцы, но также греки и римляне. Поэтому большой храм Исиды, возведенный на о. Филэ, стал важным местом поклонения. Об этом свидетельствовали многочисленные надписи, высеченные царями и жрецами, приносившими храму богатые дары. Со временем перед храмом Исиды возвели колоннаду, построили еще многие малые храмы, усыпальницы и пилоны. Началось паломничество к этим святыням, которое продолжалось и после возникновения христианства, несмотря на то, что римский император Феодосии специальным эдиктом потребовал закрытия всех языческих храмов. Кроме того на этом маленьком острове, одном из последних оплотов древнеегипетской культуры, были сооружены также храм богини Хатор, ворота Хардиан, украшенные рельефами в честь бога Хапи, который выливает из сосуда воду Нила. А в римское время здесь был сооружен еще один храм с колоннадой, получивший наименование «Киоск Траяна».

Все достопримечательности о. Филэ были доступны для обозрения еще в конце XIX в. Но возведенная английскими властями в 1902 г. первая Асуанская плотина привела к частичному затоплению этого острова в течение восьми месяцев в году, так что его храмы возвышались над водой только с июля по октябрь. А в 1932 г. остров уже полностью оказался под водой, и туристы, подплывавшие к нему на лодках, могли любоваться контурами храмовых колоннад только через призму водной глади Нила.

Когда начали сооружать Высотную Асуанскую плотину, было принято решение спасти и достопримечательности о. Филэ. Для этого пришлось возвести временную плотину, отвести воды Нила и осушить территорию острова. Затем храм Исиды и «Киоск Траяна» были распилены на 40 тыс. блоков, перевезены на соседний о. Аджилкия, который оказывался выше уровня затопления, и там собраны заново. Все работы на о. Филэ проводили с 1972 по 1979 г. Это также была международная акция, потребовавшая 30 млн. долларов. Зато теперь памятники о. Филэ стали доступны для обозрения, а в «Киоске Траяна» по вечерам проводят аудиовизуальные представления.

В черте г. Асуан на Ниле расположен еще один широко известный речной остров - Элефантина. Уже в древности на нем существовало поселение, бывшее центром меновой торговли с Югом и служившее столицей пограничного с Нубией нома. На этом острове также были обнаружены многочисленные памятники - начиная с эпохи Древнего царства и до позднеримского времени. Некоторые из здешних храмов существовали еще в начале XIX в. А уже в начале XX в. здесь обнаружили некрополь священных баранов, захороненных в каменных саркофагах. К эпохе эллинизма и римскому времени, когда Элефантина оставалась важным центром торговли с Суданом, относится гранитная Триумфальная арка (IV в. до н.э.), нилометр, описанный еще Страбоном. Все это послужило основанием для превращения о. Элефантина в Музей древностей, также привлекающий многочисленных туристов.

Предыдущая


Copyright © 2007-2017, ИнтерСервис.Инфо