Внешнеэкономическая деятельность и внешняя торговля

Главная >> Книги

А.И. Дорин
МИРОВЫЕ ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ
Конспект лекций. СПб: ГПУ, 2011.

Предыдущая

Тема 7. Этнокультурная среда

7.4. Конфессиональная структура населения

География религий или конфессиональная география - это наука о пространственном распространении различных религий, верований и объединений населения на конфессиональной основе. В сферу интересов географии религий входит изучение истории становления и развития верований и религий, их распространение по странам и континентам Земли.

Этно-конфессиональное страноведение изучает распространение этносов и основных религиозных учений, вероисповеданий, церквей по странам и континентам Земли, их влияние на цивилизационные процессы и современную социо-культурную и геополитическую обстановку в мире, в конкретных регионах и странах. Оно занимается выявлением особенностей распространения и взаимодействия конфессий в разных этнических группах, их влияния на культуру, экономику и политику стран. Сферой интересов этно-конфессионального страноведения является изучение истории формирования верований, образования религиозных общин и конфессий, их современное распространение в конкретных регионах и странах мира и типизация стран мира по признакам принадлежности к той или иной религии. Этно-конфессиональное страноведение находит прямую связь с современным международным туризмом, предоставляя сведения об особенностях религиозной культуры и архитектуры разных стран, интерес к которым обусловлен стремлением большого количества туристов познакомиться с религиозными объектами различных стран и народов мира, принять участие в религиозных обрядах и праздниках, приобщиться к святым местам различных религий. В современном мире все большее распространение приобретает паломнический и религиозный туризм. 173

Конфессия - принадлежность к церкви. Этот термин имеет латинские корни и изначально применялся только к христианскому вероисповеданию, но в настоящее время имеет более широкое толкование и соотносится со всеми основными религиями мира.

Религия исторически переходящая форма общественного сознания, одна из форм философского отражения действительности в образах, представлениях и понятиях. Религия - это особое отношение к высшему Существу или Разуму, к Высшим силам, которым поклоняется человек. В этом поклонении предполагается несомненная для верующего реальность существования той Высшей силы, которую он чтит, а также вера и принятие вероучения. Религия есть сфера духовной жизни личности, группы людей, общества в целом. Это способ духовного осознания и освоения окружающего мира. Как важная часть человеческой духовной и материальной культуры, религия и в настоящее время продолжает играть заметную роль в жизни многих стран и народов.

Наука не отрицает религию, а рассматривает ее как важный составной элемент культуры народов и применяет к изучению ее происхождения и развития все доступные научные методы исследований (археологические, антропологические, исторические, этнографические, лингвистические и др.). Религии различаются между собой особенностями вероучений, конфессиональной (церковной) организации, внешней стороной обрядов и культов, спецификой внешнего и внутреннего оформления храмов и др. Внешнее проявление культа - первое, что привлекает наше внимание при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь, иногда, еще до его рождения и продолжаются определенное время и после смерти человека. В некоторых религиях такое посмертное сопровождение длительно и ритуалы призваны сопровождать душу умершего человека вплоть до его нового воплощения (реинкарнации - в индуизме и буддизме). В религии осуществляется: 1) проявление сущности человека и общества; 2) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности; 3) способ существования и преодоления человеческого самоотчуждения; 4) отражение действительности; 5) общественно-культурная подсистема; 6) область культуры.

Главный определяющий признак религии - вера в реальность сверхъестественного, признание чего-то истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего субъективного и неприложного убеждения., которое не нуждается в доказательствах.

Страноведение как комплексная наука, осуществляющая синтез разнообразных знаний о странах и населяющих их народах, изучает религиозные особенности отдельных народов и стран, как важную составную часть их истории и культуры. Для страноведения религия представляет большой интерес как социо-культурный феномен, отражающий уровень и особенности развития духовной сферы общества, его исторические пути и связи с другими народами, его своеобразие.

В мире представлено большое разнообразие верований и религий, отражающих исторический уровень социального развития того или иного народа. Все религии подразделяются на современные, традиционные, древние и архаичные. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т.е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих религиозные догматы, ритуалы и традиции данной конфессии. К древним религиям относятся те, у которых в настоящее время нет последователей и приверженцев, желающих соблюдать соответствующие догматы и традиции. К числу архаичных религиозных феноменов относят родо-племенные верования и ритуалы коренных народов Азии, Африки, Австралии, Северной, Центральной и Южной Америки, а также некоторые религии, имеющие распространение в Европе.

Верования и религии подразделяют на следующие основные виды: - родоплеменные, территориально ограниченные (тотемизм, шаманизм); народно-национальные, локально-региональные; (индуизм, иудаизм,сикхизм, синтоизм и др.), мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Внутри основных религий имеются различные религиозные направления и конфессии: в христианстве - православие и католицизм (подразделяемые еще на отдельные внутренние течения и секты); в исламе - суннизм, шиизм, хариджизм; в буддизме - хинаяна, махаяна, ламаизм. Религия не остается неизменной, она эволюционирует, вместе со сменой реалий жизни она приобретает новые формы и новых последователей. На рубеже XX и XXI вв. влияние религии в ряде регионов мира, в том числе и в нашей стране возрастает. Появляются такие феномены, которых ранее не наблюдалось, например, Международное общество сознания Кришны, Общество трансцедентальной медитации, Церковь унификации, Церковь преподобного Муна, Церковь сатаны и др. По выражению проф. И. Н. Яблокова, в последние десятилетия появляются «квазирелигии» - гражданские религии, светские религии, культ отдельных личностей, кумиромания и пр.

В настоящее время религии и верования отдельных народов, храмы и церкви - культовые здания для выполнения религиозных обрядов, имеющие своеобразную архитектуру, начинают становиться важным аттрактивным (привлекательным) фактором и для развития международного туризма. В последние десятилетия появилось и успешно развивается такое направление как религиозный туризм, в сферу интересов которого входит знакомство с иными верованиями и культами, религиозными ритуалами, архитектурой и убранством монастырей и храмов и другими произведениями религиозного искусства. Кроме того, существует и паломнический туризм. Его отличие состоит в том, что паломники, являясь приверженцами определенной религии, верующими людьми, отправляются в организованные поездки в определенное время специально для поклонения святыням и совершения ритуальных действий. Например, христиане совершают паломнические туры к святым местам, связанным с Иисусом Христом в Иерусалим; мусульмане совершают хадж к местам рождения и смерти пророка Мохаммеда в Мекку и Медину; буддисты совершают паломничество к месту рождения Будды в Лумбини. Иудеи совершают паломнические туры в Иерусалим к Стене Плача.

В России маршруты паломников связаны с посещением действующих монастырей и других священных мест и храмов, с участием в богослужениях и праздничных религиозных ритуалах (на Рождество, Пасху и др.). Паломников принимают в Юрьевом монастыре под Новгородом, в Псково-Печерском монастыре под Псковом, в Спасо-Преображенском монастыре на Соловецких островах в Белом море, в монастырях на о-вах Валаам и Коневец в Ладожском озере и др.). В Санкт-Петербурге организованное паломничество по святым местам России, включающее участие в праздничных богослужениях в известных храмах и монастырях, проводится турфирмой «Православный паломник «Север».

   7.4.1. Исторические этапы развития религий
   7.4.2. Основные религии современного мира
   7.4.3. Другие религии, имеющие локальное распространение

Предыдущая


Copyright © 2007-2016, ИнтерСервис.Инфо